Антикризисное сопровождение

3 июня 2017
Антикризисное сопровождение

Под антикризисным сопровождением понимаются не только ситуации негативного характера, в которых необходимы сопровождение и корректировка, но и кейсы развития деятельности организации в области здравоохранения, медицины, производственного сектора. Переход на новый уровень продаж, технологий, востребованности, — все это также является системой, предполагающей обострение внутренних и внешних кризисных предпосылок и необходимость коррекции ситуации как на стадии перехода, так и после — в процессе сопровождения изменений компании, технологии, бизнес-подходов.

К антикризисному сопровождению также относится работа с первыми лицами, научными коллективами, лидерами мнений, ситуациями со сменой акционеров, собственников, партнеров. За основу берется не стройная линия последовательных действий, которую легко проследить и выявить инициатора, а мозаичная структура коммуникаций, в которой существует несколько повествовательных линий и при рассмотрении каждая из них кажется главной и самобытной. В данном контексте поддержка бренда осуществляется по всем направлениям. Компания может быть представлена как в формате единоличного инициатора, приглашающего к диалогу общественность и конкурентную среду, так и в качестве простого участника.

В некоторых случаях, особенно при ограниченном бюджете, но амбициозных планах второе позиционирование более выгодно, поскольку в случае участника траты на информационное сопровождение проекта будут минимальными, а длина волны и резонанс максимальными.


В рамках работы с управлением репутационными полем рассматриваются внешние и внутренние источники угроз для организации. Этапы протекания кризиса. Специфика антикризисного реагирования в бизнесе и публичной власти. Используются классические и digital-инструменты анализа докризисных и кризисных ситуаций, PR-реагирования на них. Мониторинг информационного поля. Характеристика каналов коммуникаций с ключевыми ЦА и стейкхолдерами.


Рассматриваем кризис как системное явление, требующее комплексного реагирования. Глубоко и последовательно разрабатываем паттерн действий в кризисной ситуации. Используем инструменты взаимодействия со СМИ, social media, стейкхолдерами, властными структурами: 

  • Разработка антикризисной стратегии: структура, цели и задачи. 
  • Пакет антикризисной документации. 
  • Принципы и способы раскрытия информации, в том числе по требованию контрольно-надзорных органов. 
  • Формирование ответов на письменные запросы. 
  • Коммерческая и инсайдерская информация. 
  • Порядок взаимодействия со СМИ. 
  • Разработка типовых сценариев антикризисного реагирования на прогнозируемые ситуации. 
  • Схема действий в непредвиденных обстоятельствах и при чрезвычайных происшествиях. 
  • Границы ответственности каждого участника, исключение «самодеятельности». 
  • Организация внутренних коммуникаций, работа с персоналом. 
  • Публичные выступления в условиях стресса. 
  • Анализ кризисной ситуации, создание оперативного штаба, выбор стратегии антикризисного реагирования и каналов коммуникации, подготовка пресс-материалов и публичных выступлений.

Антикризисное сопровождение

Этапы работы:

  1. Диагностика, анализ, планирование (проведение серии интервью с ключевыми персонами коллектива, диагностика ресурсов, проблемных полей). По результатам первого этапа составляется текущая картина коммуникаций и выявляются малоиспользуемые ресурсы. Формируются списки сильных и слабых сторон текущих коммуникаций. Предлагается схема коррекции коммуникаций и выстраивания линии защиты в ходе антикризисной информационной обороны. Создается стратегический информационный план.

  2. Подготовка (разработка всех необходимых материалов для СМИ, детализация аргументации, формирование основных сюжетных линий, заключение договоров со СМИ и проведение переговоров о якобы больших рекламных бюджетах в будущем. Это позволит редакциям умерить пыл при антикризисной работе). Результат — сформированное информационное поле и детальная смета проекта.

  3. Реализация (внедрение коммуникационного плана в операционную деятельность на уровне рабочих групп внутри компании и подрядчиков). Сопровождение процесса обновления системы и настройка работы с учетом новой коммуникационной стратегии. Выход из кризиса с максимально возможным сохранением клиентской базы и репутационных характеристик. Результат: преодоление кризиса.

  4. Анализ и планирование (анализ конфликта, ошибок и побед, формирование долгосрочного плана работы с информацией для постепенного выхода из информационного кризисного шлейфа).


Результат: план с ключевыми точками опоры для дальнейшего восстановления и укрепления репутации.


Экспертная группа PharmExperience использует такие предметы лоббирования, как:
  • Ресурс
  • Проблема
  • Позиция

Инструменты противодействия «черным» PR-технологиям. 

GR-технологии во время кризиса. 

Использование властных ресурсов для защиты интересов компании.

Оценка ущерба. 

Анализ эффективности антикризисных мероприятий.

Восстановление репутации и доверия. 

Технологии коррекции имиджа.